Вертушки и микс на виниле |
Главная страница. |
![]() |
В этой статье я расскажу о миксе на виниле, и о вертушках, а также о том, где всё это достать.
Выбор первой вертушки. Итак, пожалуй, самое главное - это два проигрывателя виниловых пластинок. Конечно, для хорошей игры нужны хорошие профессиональные вертушки, например Technics – 1200. Но т. к. с деньгами не очень, то для тренировки дома можно обзавестись дешёвенькими проигрывателями, и как-то их модернизировать. Пожалуй, здесь действует правило - тратимся на хорошие пластинки и микшер, а проигрыватели просто должны крутиться. Конечно, не стоит утрировать, но более или менее подходящую вертушку можно найти за небольшие деньги. Проигрыватели должны иметь прямой привод. Это значит, что вращение барабана (металлического диска, на котором лежит пластинка, он же блин) происходит не с помощью резинового пасика, а с помощью электромагнитов, которые находятся под барабаном. В данном случае остановка барабана во время игры рукой не приведет к поломке проигрывателя. Барабан должен быть не разбалансирован! То есть крутиться ровно, а не восьмёркой (то выше, то ниже). По краю барабана имеются два ряда насечек - для выставления точной скорости - 33 или 45. Во время работы проигрывателя, насечки должны освещаться специальной лампочкой. В её свете или верхние - для 45, или нижние - для 33, насечки должны как бы замереть. Т. е. если вам удалось добиться этого эффекта, и насечки не стремятся периодически срываться вперед или назад, а потом вроде бы возвращаться на место, значит барабан нормальный, без дефекта. Если же имеет место обратное, т. е. ни на одной скорости не получается выставить "норму", то брать проигрыватель с таким барабаном опасно. Ближе к концу пластинки на таком барабане вы можете услышать, как скорость песни плавает, то ускоряется, то уменьшается. Поверьте, на танцполе это отчетливо слышно. Должен заметить, что часто бывает и не в барабане дело. Проверяется это легко - заменой барабана с заведомо нормально работающего проигрывателя. Если результат отрицательный, то проблема еще глубже. А именно, это неисправность питания магнитов, то есть напряжение питания постоянно меняется, следовательно - скорость меняется. Для меня это меньшая проблема, чем замена барабана, т. к. её можно устранить заменой недорогих элементов питания. Но для этого нужно полностью знать, как работает электрическая схема проигрывателя. В общем лучше не берите такой, а если уж взяли, то можете написать нам на мыло, что-нибудь посоветуем. Звукосниматель, или игла, должен выводить стерео звук. (Имеется в виду стереосистема). В противном случае придется менять иглу. Иглы проверяются просто, - звук должен быть без помех. Любая, даже сломанная игла будет играть, но вот качество будет сильно различаться! Движение тонарма (держатель иглы) не должно быть затруднено. Иначе игла будет выскакивать из трэка (дорожка движения иглы). Общий вид, конечно тоже, должен вам нравиться. Ну, я не упоминаю про наличие pitch – контроля, понятно, что его присутствие «не помешает». Конечно, найти дешёвые вертушки, тяжело, но стоит попробовать. Посмотрите объявления частных лиц, я недавно видел в газете, «из рук в руки» объявление - продавали всё, что нужно для тренировки дома. Две неплохие вертушки, микшер и усилитель на 100 Вт с двумя А. С., и всё это за 9500 руб. Хочется сказать, что это очень даже дёшево, так что поищите подходящее для вас. Теперь о микшере: Далее самый дорогой вопрос - микшер. Можете найти схему какого-нибудь простенького микшера или накопить денег на «не самодельный». Выбор за вами, но скажу сразу, первый вариант обойдется вам в 500-700 рублей, но нормального выступления с ним не получится. Правда, если вы хорошо соображаете в радтотехнике, то вы сможете сделать микшер, удовлетворяющий всем условиям, но я таких людей особо не знаю. Пишите на e-mail, если хотите «сотворить» микшер, может, чем и поможем, или кого-нибудь посоветуем, кто может сделать подходящий микшер. Второй вариант - минимум 150 долларов. Специальное предложение для этого – Vestax PMC-03A. Выбор за вами. Если вы решились паять, то тут все ясно. Если у вас есть возможность купить, то вот приблизительный план выбора. Ни один из фэйдеров и ручек не должны давать шума во время работы микшера. Это легко услышать - такие неприятные помехи. Естественно, все должно работать. Покупать микшер, не слушая его - выкидывание своих денег на ветер. Кроссфэйдер должен плавно уменьшать/увеличивать громкость каждого канала, а не резко обрубать в самых крайних положениях (исключая микшеры с регулировкой кривой кроссфэйдера). Должен работать визуальный индикатор. Хорошо, если кроме каналов - левого и правого на выходе, индикатор показывал бы и проигрыватели на входе - помогает поймать бит. Входы (мамы) должны быть не разболтанными, когда вы вставляете в них штекер. Обязательно проверьте, как работают наушники с данным микшером. Микшер должен «уметь» пускать в наушники все каналы, независимо от мастер выхода. О виниле и миксе на нём: Не бегите покупать оборудование, если вы можете его вообще не покупать, если есть такая возможность. Найдите себе товарища с вертушками, чтобы попрактиковаться. Поступите в колледж на радиостанцию с необходимым оборудованием, тогда вы сможете использовать его для практики в нерабочие часы. Покупка винила, умение с ним обращаться и оборудование - вот то, на чем стоит остановиться в первую очередь. Потом, когда вы будете уверены, что вы действительно хотите всем этим заниматься, вы можете прикупить себе вертушки, микшер и сэмплеры в зависимости от того, какой суммой вы располагаете. Подумайте в первую очередь о том, что DJ-ство в качестве хобби - очень дорогое удовольствие, а чтобы сделать на этом карьеру, надо очень *много* работать. Если у вас есть богатый выбор, где купить винил, исследуйте все магазины и найдите место с самым лучшим обслуживанием и выбором. Хорошо если в магазине можно прослушать винил, и не стоя у прилавка, с продавцом, а в специальном отведённом для этого месте. Где вы сможете спокойно прослушать все композиции. Техно винилы долго не задерживаются, так что если вы притормозили с покупкой, то вы опоздали. Если там, где на расстоянии езды на машине нет хороших магазинов с винилом, то надо, наверное, попробовать покупку винила по почте. Ок, допустим, у вас уже есть несколько винилов, вы хотите поиграть на них. На вашем драгоценном виниле скоро появятся отпечатки ваших пальцев не считая грязи, пятен от сока, и только господь знает чего еще, так что покупайте прибамбас для чистки винила и надейтесь на лучшее. Что ж, давайте, трогайте винил! Привыкайте к этому, он сохранится, переживет и, если правильно построена нагрузка на винил и анти-скейтинг, он не сдохнет (большая нагрузка на винил портит дорожки, но зато предотвращает их загрязнение, анти-скейтинг предотвращает иглу от хождения в сторону, когда вы крутите рукой пластинку, т. е. скрэтч). Сначала не очень старайтесь попасть в бит. Вместо этого научитесь чувствовать, что происходит, когда вы работаете кросс-фэйдером, регулируете уровни каналов на микшере и двигаете питч на вертушках. Я имею в виду, что сначала надо научиться управляться с оборудованием. Когда вы разберётесь с оборудованием, это может занять от 5 минут до 5 дней, только после этого начинается самое интересное. Попасть в бит - легко теоретически, но очень сложно на практике в первый раз. Особенно когда музыка играет очень громко, и вы не можете сказать, откуда идет эхо, и когда 100 человек оттягиваются в полный рост, и вы не желаете ломать им весь кайф, и когда... Легко играть в своем доме, или в доме у друга, где нет большого количества людей. Поэтому сначала нужно тренироваться дома, когда вы промиксуете около 100 часов в домашних условиях, то у вас не будет особых проблем. Всё будет получаться уже само собой. Убедитесь, что вертушка, с которой вы будете миксовать (т.е. записью, в которую вы вмиксовываете свою, не наоборот) обнулена. Я имею в виду, что регулятор питча должен быть установлен на ноль, и горит маленькая зелененькая лампочка. Это убережет вас от ситуации, когда питч будет повышаться выше, выше и выше по мере смены винила и, в конце концов, уже просто не останется места для повышения или понижения питча. Не верьте rpm-скорости, обозначенной на конверте от винила. Очень много винила, где скорость, обозначенная на виниле, не соответствует действительности. Итак, положите иголку примерно на середину трэка, т. е. там, где чистый бит, и слушайте это в наушниках, чтобы убедиться, что там нужная вам скорость. После этого вернитесь на ту часть трэка, где бит только вступает. Слушайте его и слушайте трэк, который уже играет в мастер (т. е. тот, с которым вы пытаетесь миксовать свой трэк). У вас возникнет мысль подрегулировать скорость вращения своего трэка (питч). Соберитесь с мыслями и постепенно отстройте питч. Снова вернитесь на то место на своем трэке, где бит только вступает, и сделайте несколько скрэтчей несколько раз в такт биту играющего трэка (с которым вы миксуете свой трэк), таким образом, вы "толкаете" как бы на бит уже играющего трэка бит своего трэка. Когда же, наконец, вы подогнали биты, просто отпустите свой трэк легким толчком, т. о. два трэка будут играть одновременно. Вы поймёте, что надо делать из того, что вы слышите, я имею в виду по ситуации видно, когда надо чуть завысить питч, а когда чуть снизить. Изменяйте питч, может быть даже много раз, пока вы не будете удовлетворены качеством звучания, только после того как вы удовлетворены результатом, двигайте кроссфэйдер к центру. Ведите микс настолько долго, насколько это возможно. Итак, вы, наконец, смиксовали этот трэк и можете приступать к следующему. Реал тайм коррекшинг: нужен, если вы не так подогнали питч, или если в треке была перебитовка. Реал-тайм коррекшингу нелегко научиться и у каждого есть свой собственный метод. Некоторые рукой "подталкивают" винил, который немного отстает по скорости, и "затормаживают", опять же рукой, винил, который играет слишком быстро с помощью прижатия пальцем на лейбл винила. Другие же играют с питчем прямо на ходу, или же прямо рукой прокручивают винил против направления кручения и быстро останавливаются там, где им кажется это нужно. Два вторых способа являются сложными, и вы сможете выполнить их лишь после долгих часов тренировок. А первые два, демонстрируют преимущество винила перед CD и PC. Ведь вы не можете взять и притормозить диск, а с винилом всё получается. Что можно посоветовать - экспериментируйте. "Знайте, когда задержать винил и знайте, когда его пустить" - этой фразой можно описать все, чего надо было бы достичь в области реал-тайм коррекшинга. Однако чем быстрее вы сможешь понимать, что из реал-тайм коррекшинга надо впихнуть в микс именно сейчас, тем быстрее вы научитесь делать миксы, которые просто нельзя сделать лучше. Покупайте винил не из-за миксабильности, а из-за музыки. Есть очень много хорошей и легкомиксуемой музыки одновременно, пользуйтесь этим. Это все будет отлично звучать, что даст вам чувство самоудовлетворения и минутку отдыха после, к примеру, сложного микса. Самый простой способ миксовать - один винил с трэками без ударных (например ambient), а второй - одни ударные без музыки (hаrdcore/gаbber), а затем тупо наложить два винила друг на друга. Просто надо правильно подобрать питч на виниле с ударными, подождать промежутка, который уместен в конкретной ситуации, затем плавно впускать ударную партию на неударную мелодию, однако смотрите, чтобы бит не сбился. Игра на пластинках, это самая профессиональная игра какая есть в наше время. Она, естественно, и самая сложная, поэтому нужно много тренироваться, для такой игры. Пробовать делать какие-то фишки, которые делают известные Dj. Нужно обзавестись хорошим оборудованием, и учиться. Основа микса винила та же, что и на CD, и на PC, но здесь, всё по-другому. Всё зависит от ваших рук, а не от цифровых микросхем проигрывателя CD. В вертушках всё механическое, поэтому с ними очень удобно работать, вы можете сделать скретч, или крутануть и остановить трек. Реал тайм коррекшинг проще, чем на CD, ведь подогнать рукой пластинку, проще, чем подогнать два трека с помощью повышения Pitch, а затем его снижения (правда, для этого есть другие прибамбасы). Но чтобы научиться делать все эти фишки, вы должны научиться чувствовать винил, чувствовать микс, а для этого потребуется очень много времени. Но зато потом вы сможете делать очень красивые миксы, и станете действительно профессиональным Dj. И не забываете о качестве музыки, хотя на виниле тяжело найти плохую музыку, даже попсу вы найдёте лишь в каких-нибудь клубных миксах. Вот и всё, что хочется сказать о пластинках. Так что можете прикупить парочку вертушек, и начать работать с ними. На этом всё. DJ SAVIOR |